Махалля

Махалля (узбекский квартал)– хранительница узбекских традиций. Это целая система отношений между жителями одного квартала, которая существовала в Узбекистане на протяжении многих веков и значительно повлияла на развитие узбекских традиций, быта. В некотором роде, это форма общины, объединенной на небольшой территории.

Центром махалли считается мечеть или чайхана. Когда-то размер махалли определялся по голосу муэдзина, который звал с минарета жителей на молитву: те дома, куда доносился его голос считалось территорией махалли. Чайхана является местом, где собираются мужчины, чтобы обсудить новости и внутреннюю жизнь своего квартала (гап). Здесь же решаются вопросы быта, так как махалля считается самоуправляемой административной единицей.

Некоторые махалли образовались из объединений ремесленников, которые держали рядом с домом мастерские. Так они получали свое название. Некоторые назывались в честь памятников и достопримечательностей, которые находились на их территории. Другие получали название по названию города или села, из которого переселились жители этих махаллей.

Особенность махалли в том, что все жители живут в мире и согласии между собой, проявляют уважение и заботу к старшим, помогают друг другу, следят за чистотой и порядком на улице. Также, вся махалля помогает своим жителям в организации свадеб, похорон и других событий, при строительстве или ремонте дома.

Вся жизнь в махалле держится на определенных неписаных законах. Так закон «шафат» ограждал жителей от «чужих», которые могли нарушить принятый уклад. И если житель махалли хотел продать дом, то сначала он предлагал его своим родственникам, а если они отказывались, предлагал своим соседям, а потом и другим жителям махалли. Никто не смел нарушить этот закон. Сейчас многие правила и законы махалли либо пропали совсем, либо стали намного мягче.

На сегодняшний день в Узбекистане насчитывается более 10 тыс. махаллей. Некоторые из них уже не ограничены кварталом частных домов, сейчас в форме махалли выступают группы многоэтажных домов. Махалля, как и раньше, помогает людям жить в мире и согласии, играя немаловажную роль в организации культуры и быта ее жителей.

Makhalla

Makhalla (Uzbek quarter) is a keeper of Uzbek traditions. It is an entire system of relations between inhabitants of one quarter, which has existed in Uzbekistan over centuries and which has influenced on the development of Uzbek traditions and life style. In some way, it is the form of community, united on a small area.

A mosque or chaykhana is considered the center of makhalla. Once the area of makhalla was determined by the voice of muezzin, who called people to pray from the top of a minaret: those houses, where his voice could be heard, were deemed to be a part of that makhalla. Chaykhana is the place where men gather to discuss news and inner life of the quarter (gap). Also they discuss many issues in everyday life, because makhalla is a self-governing administrative unit.

Some makhallas were established from the union of craftsmen, who had workshops close to their houses. Such makhallas got their names thereby. Some makhallas were named in honor of monuments and sights, which were located on its territory. Others got names after a city or village, from which the residents of these makhallas came.

The makhalla feature is that all residents live in peace and harmony with each other, respect and care for the elders, help each other, watch over the cleanness and order on the street. Also, the whole makhalla helps its residents in weddings, funerals and other events.

Life in makhalla is based on definite unwritten rules. So the law “shafat” protected residents from “strangers” who could break the adopted life style. If any resident of makhalla wanted to sell his house, first he offered it to his relatives, then to the neighbors and then to other residents of makhalla. No-one could break this rule. Today many Makhall rules and laws are mitigated.

Today Uzbekistan numbers over 10 thousand makhallas. Some of them are not limited to a quarter of cottages and private houses, now a makhalla can be a group of multistory houses. As before, makhalla helps people to live in peace and harmony, playing an important role in culture and life style of its residents.