Узбекская еда

Узбекская еда

Узбекская еда считается одной из самых вкусных в мире. Если про какую-то национальную кухню вы могли не знать, то про узбекскую слышали хоть раз в жизни. Основанная на вековых традициях, узбекская еда впитала в себя все самое лучшее.

Говорят, что прилетать в Узбекистан нужно с таблетками против тяжести в желудке. На самом деле это миф. Узбекская кухня самая разнообразная по вкусовым ощущениям. Кроме того, здесь любят овощи, и не будут кормить вас одним мясом.

До XIX века основными блюдами были блюда из мяса, теста, молока и злаков. И сегодня мясо составляет основу рациона. Узбеки любят баранину и говядину. Конина так же в почете, но она считается деликатесом. Мясо птицы менее популярно. Рыбные блюда тоже не очень распространены.

Еда в Узбекистане богата специями и приправами, которые не только раскрывают вкус блюд, но и оставляют удивительные послевкусия.

Узбекские фрукты и овощи хороши настолько, что их экспортируют в другие страны мира.

Узбеки – очень гостеприимный народ, они никогда не оставят вас голодными. Во-первых, потому что отказываться от приглашения в гости не принято, во-вторых, узбекский дастархан всегда ломится от еды. А в-третьих, после трапезы вам почти всегда дадут еду с собой.

Узбекские блюда из мяса

Узбекские блюда из мяса, узбекская еда

Мясная еда в Узбекистане в первую очередь – шашлык. Кусковой и молотый (люля), бараний, говяжий, куриный, печеночный и овощной… Сочный, мягкий, в меру жирный – сделать такой шашлык может не каждый. Поэтому рецепты маринада для мяса передаются из уст в уста.

Различные виды жаркого удивят самого взыскательного гурмана. Казан-кабоб (козон-кабоб) – самое известное жаркое. Это мясо барана на кости, обжаренное в казане вместе с луком, картофелем и зеленью. Домляма (димлама) – жаркое с мясом и овощами, которые укладывают в казан слоями. Ковурдок (кавурдак, кавардак) – жаркое из мяса, лука и картофеля с небольшим количеством подливы.

Узбекские котлеты тухум-дульма делают с вареным яйцом. А басма – блюдо из мяса (чаще – баранины) и овощей, которое тушат в собственном соку. Нарханги по способу приготовления напоминает домляму и басму, но все же немного отличается. Готовят что блюдо из мякоти баранины и овощей.

И, конечно же, самая известная узбекская еда, в состав которой входит мясо, – плов. Традиционно плов готовят мужчины. Их даже называют специальным словом – ошпаз (повар, который готовит плов), и это звание нужно заслужить. Плов никогда не готовят на 2-3 человек. Узбекский плов делают в огромных казанах, и каждый ингредиент отмеряют в килограммах. Во всех регионах плов свой, но основа всегда одна – мясо, рис, лук, морковь и специи.

Шавля – блюдо из тех же ингредиентов, что и плов, только более легкое в приготовлении. Долма – голубцы с листьями молодого винограда.  Хасип – вареная колбаса из фарша и риса, казы – колбаса из конины.

Узбекский плов

Узбекский плов, узбекская еда

Плов - символ узбекской кухни. Его готовят во всех домах Узбекистана, неважно узбекская семья, русская, татарская или корейская. Узбекский плов – это часть менталитета жителей страны.

Узбекские супы

Узбекские супы, узбекская еда

Супы в Узбекистане любят и едят довольно часто. Обычно первые блюда узбекской кухни густые и наваристые.

Шурпа – самый известный суп. Его готовят из баранины на кости и овощей. Для супа ковурма шурпа (каурма шурпа) мясо перед варкой предварительно обжаривают. Куза-шурва – суп, приготовленный в глиняном горшочке в печи.

Лагман – суп с домашней лапшой, мясом и овощами. Лапшу для лагмана тянут вручную особым образом.

Машхурда – густой суп из риса и маша (зеленых бобов). Мастава – рисовый суп с говядиной и овощами. Часто его заправляют сметаной.

Нохат шурак (нохат-шорак) – гороховый суп с мясом. Обычно подается с кусочком конской колбасы – казы.

Узбекские молочные продукты

Узбекские молочные продукты, узбекская еда

В Узбекистане молочные продукты пользуются большой популярностью. Их едят как самостоятельные блюда и добавляют в первое и второе.

Катык – кислое заквашенное молоко, сузьма (сюзьма) – катык, из которого удалили лишнюю жидкость.

Курт – соленые шарики из катыка диаметром до 5 сантиметров. Их сушат на солнце, благодаря чему они могут долго храниться.

Катыкли – суп на основе катыка с мясом, рисом и овощами. Чалоп – узбекская окрошка. Это холодный суп из мелко нарезанных овощей, который заправляют катыком, разбавленным водой.

Айран – напиток из холодного кислого молока, разбавленного газированной или обычной водой. Айран часто солят.

Узбекский хлеб

Узбекский хлеб, узбекская еда

Блюда узбекской кухни невозможно представить без одной важной составляющей – хлеба. Здесь к нему очень бережное отношение. Его не режут ножом, а разламывают руками. Хлеб не принято класть «лицом» вниз, а также выбрасывать. Самый известный узбекский хлеб – это лепешка. Традиционно лепешкам придают форму круга и выпекают в тандыре (глиняной печи).

Видов узбекских лепешек очень много. Глобально они делятся на оби-нон (лепешки на дрожжевом тесте и воде), сдобные праздничные патыры и масляные слоеные лепешки. В каждом регионе свой хлеб. Например, в Самарканде это лепешки с луком и даже мясом, в Ташкенте популярностью пользуются большие патыры, а в Фергане популярны лепешки катлама, смазанные маслом или кислым молоком.

Узбекские сладости

Узбекские сладости, узбекская еда

Узбекская кухня – не только обилие мяса, но и сладостей.

В Узбекистан можно попробовать фрукты и бахчевые в любое время года. Во второй половине весны, летом и осенью – это сочные и свежие абрикосы, вишня, черешня, яблоки, слива, персики, лимон, инжир, виноград, гранат, айва, арбуз, дыня, хурма, а в межсезонье – сухофрукты. Об узбекской кураге (сушеный абрикос) и сушеной дыне слышали практически все.

Арахис в сахарной глазури есть на каждом столе. Халва – самое известное сладкое угощение Узбекистана, нават – кристаллический сахар, нишолда (нишалда) – белая воздушная масса на основе мыльного корня, хаштак – сладость из орехов и сухофруктов.

Пашмак – это мучная халва, сплетенная из сотни тонких сладких нитей. Бугирсаки (богирсоки) – сладкая выпечка (в отличие от казахских баурсаков и кыргызских боорсоков, которые едят в качестве хлеба), ее готовят на праздники.

Парварда – конфеты, которые тают во рту. Козинаки – орехи с медом или сахарным сиропом.

Пахлава – слоеная выпечка, пропитанная медом или сахарным сиропом, чак-чак – кусочки теста, обжареные в масле и пропитанные медом.

Рахат-лукум делают из кукурузной муки и сахарного сиропа. Холвайтар (халвайтар) – десерт из муки, сахара, воды и масла.

Сумаляк – традиционное блюдо из проросшей пшеницы, которое готовят на Навруз (Новый год). Правильный сумаляк варят в большом котле почти сутки, непрерывно помешивая.

Узбекские напитки

Узбекский чай, узбекская еда

Любой прием пищи в Узбекистане начинается и заканчивается чаем. Это национальный напиток.

Традиционно чай в Узбекистане зеленый. Черный чай больше пьют в Ташкенте. А так называемый «ташкентский чай» (смесь черного и зеленого чаев с медом и лимоном), который популярен в Казахстане и Кыргызстане, в Ташкенте вообще не подают.

Чай в Узбекистане – целая философия. Наверняка вы слышали песню узбекской группы «Ялла» про чайхану. Чайхана – это чайная комната, они до сих пор существуют в Узбекистане. За чаем ведут неспешные беседы, играют в нарды и решают проблемы.

В Узбекистане принято заваривать чай особым способом. Сначала листья заливают кипятком, дают немного настояться, затем наливают чай в пиалу и снова выливают в чайник. Это называется «кайтар» (от «кайтмок» – возвращаться) и совершается трижды.

Еще в Узбекистане пьют много минеральной воды и компот – напиток из свежих и сушеных фруктов.

Узбекские блюда из теста

Узбекские блюда из теста, узбекская еда

Об узбекских блюдах из теста ходят легенды. Распространители – те, кто попробовал эти блюда в Узбекистане и больше не может есть их в других странах.

Самса – знаменитая узбекская еда. Это пирожок с начинкой, запеченный в тандыре (глиняной печи). Тесто для самсы чаще всего слоеное, а начинок множество: и с мясом (рубленым или перекрученным в фарш), и с курицей, и с картошкой, и с грибами, и с зеленью, и с горохом, и даже с повидлом.

Манты – конвертики из пресного теста с разной начинкой, которые готовят на пару. Самые любимые манты жителей Узбекистана, конечно, мясные. Мясо для этого блюда нужно обязательно нарезать маленькими кусочками, а не измельчать через мясорубку – так оно получится более сочным.

Чучвара – узбекские пельмени. Готовят их как и русские пельмени – из пресного теста на яйце и мясной начинки. Только бульон к чучваре всегда особенный – с овощами. А еще есть жареная чучвара – особый вид гастрономического наслаждения, когда хрустящее снаружи и мягкое внутри тесто сочетается с начинкой, приправленной специями.

Ханум, как и манты, готовят на пару. Для этого тесто раскатывают в большой и очень тонкий пласт, выкладывают на него начинку и сворачивают в рулет. В традиционный ханум кладут картофель и лук, но есть и другие варианты начинок.

Гумма – пирожки с потрохами (субпродуктами). Сегодня найти место, где готовят гумму, скорее тяжело, чем легко. Но те, кто нашел, будут безропотно выстаивать очереди и есть горячие пирожки прямо у тандыра, потому что это очень вкусно.

Шивит-оши и тухум-барак – хивинские блюда. Шивит-оши – зеленая лапша из теста, в которое добавляют укроп. К ней подают мясо, обжаренное с овощами. Тухум-барак – квадратные пельмени с начинкой из сырого яйца, которое заливают в тесто непосредственно перед варкой.

Узбекские салаты

Узбекские салаты, узбекская еда

Благодаря изобилию овощей, салаты в Узбекистане есть на каждом застолье.

Есть два узбекских салата, которые постоянно путают. Ачичук (аччик-чучук) – салат из помидоров, лука и острого перца (аччик – острый). Шакароб (шакарап) – сладковатый салат из помидоров и лука, приправленный солью (шакар – сладкий). Есть вариации этих салатов с добавлением огурцов. Традиционно ачичук и шакароб подают к плову.

Знаменитый салат «Ташкент» из вареной говядины, обжаренного лука и редьки придется по вкусу даже тем, кто этот корнеплод не любит.

Узбекские специи

Узбекские специи, узбекская еда

Любой базар и кухня узбекской хозяйки изобилует специями. Это и перец различной степени жгучести, и зира (кумин), и барбарис, и лавровый лист, и корица, и бадьян, и зелень, и мята, и базилик (райхон), и изюм. А также шафран, куркума, кунжут, тмин и многое другое.

Узбекские специи манят своим ароматом, их добавляют и в первые, и во вторые блюда. А также увозят с собой в качестве эксклюзива. Например, такой зиры, как в Узбекистане, не найти нигде.

Не соврем, если скажем, что еда в Узбекистане – это культ. И она стоит того, чтобы быть включенной в список основных достопримечательностей страны.

Узбекские овощи и фрукты

Узбекские овощи и фрукты, узбекская еда

Сочные фрукты и овощи – символ изобилия и благополучия узбекского народа. Узбекский стол - дастархан немыслим без сервировки зеленью, овощами, фруктами, напоенными солнцем дынь и гроздьев винограда.

Uzbek Food

Uzbek Food

Uzbek food is among the most delicious in the world, for over the centuries it absorbed and adapted the best recipes from neighboring cultures to create a flavorful and satisfying cuisine. A highlight of Uzbek cuisine in comparison with its Central Asian neighbors is that they enjoy not only meat dishes but vegetables and salads too. In fact, Uzbek fruits and vegetables are so good that they are exported to other countries.

This was not always the case, however. Until the 19th century the local diet consisted mostly of meat, dough, milk and cereals. Meat, particularly beef and lamb, remain the basis of the local diet today. Horse meat is also enjoyed as a delicacy, while poultry is less popular. Fish dishes are rather uncommon in this double-landlocked nation. Uzbek food is rich in seasonings which accentuate the flavor of the dishes and leave a pleasant aftertaste.

Uzbeks are very hospitable people who will never let guests go hungry: First, because it will not be easy to decline a true invitation; second, because the Uzbek table is usually replete with food; and finally, because after a filling meal you are likely to be sent home with leftovers.

Uzbek Meat Dishes

Uzbek Meat Dishes, Uzbek Food

Kebabs, called shashlik, are one of the main meat dishes in Uzbekistan. Shashlik comes in many varieties, including ground beef (lyulya), mutton, beef, chicken, liver and vegetable. Not just anyone can make these tender, juicy, and somewhat fatty kebabs, whose secret marinade recipes are often passed on by word of mouth.

The most famous local roast beef variation is kazan kabob, made with lamb meat still on the bone which is fried in a pot with onions, potatoes and herbs. Dimlama is a roast with vegetables which is layered in a large pot and steamed. Kovurdok (kavurdak) is a roast with onions, potatoes and a little gravy.

Uzbek cutlets called tukhum dulma are made with boiled eggs. Basma is a dish of vegetables and meat (usually lamb) which is stewed in its own juice. Narhangi resembles domlama and basma in the cooking method but is prepared from minced lamb and vegetables.

But the most renowned Uzbek meat dish is plov (pilaf). Traditionally, plov is cooked by men. There is even a special word for such cooks – oshpaz, a title which must be earned. Pilaf is never cooked for just 2-3 people; it is made in huge pots, with each ingredient measured in kilograms. Every region in Uzbekistan has its own pilaf, but the basis is always the same - meat, rice, onions, carrots and spices.

Shavla is a dish made from the same ingredients as pilaf, only easier to prepare. Dolma are stuffed grape or cabbage leaves. Hasip are boiled sausages made from minced meat and rice, and kazy is a horse meat sausage.

Uzbek Soups

Uzbek Soups, Uzbek Food

Soups in Uzbekistan are eaten often and are known to be rich and filling.

Shurpa, made from boneless lamb and vegetables, is the most famous Uzbek soup. To cook kovurma shurpa (kaurma shurpa), the meat is pre-fried before cooking. Kuza-shurva is a soup cooked in the oven in a clay pot.

Laghman is made with meat, vegetables and homemade noodles which are stretched by hand in an entertaining way.

Mashhurda is a thick soup made from rice and mung beans. Mastava is a rice soup with beef and vegetables which is often served with sour cream.

Nohat shurak (nohat-shorak) is a chickpea soup with meat that is usually served with a piece of kazy horse sausage.

Uzbek Dairy Products

Uzbek Dairy Products, Uzbek Food

Uzbek dairy products are very popular and may be eaten both as a freestanding dish and as a condiment with soup or a main course.

Katyk is a sour fermented milk.

Suzma is a yogurt made by squeezing the excess liquid from katyk.

Kurt are salted katyk balls up to 5 centimeters in diameter (but often much smaller). They are dried in the sun and can be stored for a long time.

Katykli is a katyk-based soup with meat, rice and vegetables.

Chalop (okroshka in Russian) is a cold soup made from finely chopped vegetables and katyk diluted with water.

Ayran is a drink made from cold, sour milk diluted with carbonated or plain water. Ayran is often salted.

Uzbek Bread

Uzbek Bread, Uzbek Food

It is impossible to imagine Uzbek cuisine without the most important component - bread. Uzbeks show great respect toward bread; it is broken by hand instead of cut with a knife, and should never be placed face down or thrown away. The most famous Uzbek bread is a white yeast bread called naan which is shaped into a circle and baked in a clay tandoor oven.

The many types of Uzbek bread can be divided into obi-non (made with yeast and water), festive patir naan (a heavier bread made with milk) and flaky breads. Like plov, each region in Uzbekistan has its own variety. For example, in Samarkand naan may be made with onions and meat worked into the dough. In Tashkent large patir naan is popular and in Fergana katlama, a flat bread greased with butter or sour milk, is common.

Uzbek Sweets

Uzbek Sweets, Uzbek Food

Uzbek cuisine boasts not only of meat and bread, but also sweets.

In Uzbekistan you can enjoy fruits and melons at almost any time of year. In late spring, summer and autumn there are juicy seasonal apricots, sweet and sour cherries, apples, plums, peaches, lemons, figs, grapes, pomegranates, quince, persimmons and many varieties of melons. In winter apples, oranges and dried fruits are available. Uzbekistan’s dried melons and apricots, called turshak, are especially delicious.

Sugar-glazed peanuts are often served with tea, but halva remains the most famous of Uzbek sweets. Runners-up include navat (crystal sugar) nishalda, a white, airy mass made from soap root, and khashtak, a sweet made from nuts and dried fruit.

Pashmak is a flour halva woven from hundreds of thin, sweet threads. Bugirsaki (bogirsoki) are sweet pastries prepared for the holidays. (Unlike Kazakh baursak and Kyrgyz boorsok, the Uzbek variety is eaten as a sweet and not a bread).

Parvarda is a candy that melts in your mouth. Kozinaki are nuts molded together with honey or sugar syrup. Baklava is a puff pastry soaked in honey or sugar syrup, and chak-chak are small pieces of dough fried in oil and soaked in honey.

Turkish delight is made from corn flour and sugar syrup, and holvaitar (halvaitar) a dessert made from flour, sugar, water and butter.

Sumalak is a traditional sprouted wheat dish prepared for Navruz (Persian New Year). It should be boiled in a huge cauldron for almost a day while being stirred continuously.

Uzbek Drinks

Uzbek Tea, Uzbek Food

Any meal in Uzbekistan begins and ends with tea, the national drink. Traditionally, tea in Uzbekistan is green, although in Tashkent black tea is more common. Tashkent tea is a mixture of black and green tea with honey and lemon.

Tea in Uzbekistan embodies a whole philosophy. Teahouses are still common and are known as places where men can have leisurely conversations while playing backgammon, solving the world’s problems and, of course, drinking tea. There are even local songs dedicated to the traditional teahouse.

In Uzbekistan it is customary to brew tea in a special way. First, the leaves are steeped in boiling water and allowed to brew a little. The tea is then poured into a cup and back into the teapot three times. This ritual is called kaytar (“to return”).

Other common drinks in Uzbekistan include mineral water and kompot, a drink made from fresh or dried fruits.

Uzbek Dough Products

Uzbek Dough Products, Uzbek Food

Some claim that after eating Uzbek dough products, they find it difficult to enjoy similar foods in other countries.

Samsas, a famous Uzbek food, are individual pies with a savory filling which are baked in a clay tandoor oven. The dough for samsas is usually flaky and they are stuffed with every variety of filling, including minced meat, chopped meat, chicken, potatoes, mushrooms, spinach and pumpkin.

Gumma samsas are a special samsa variety filled with offal. Although less common today than in past times, when made these tasty samsas are cooked in a tandoor oven and served hot.

Manty are steamed dumplings made from unleavened dough. They are usually stuffed with meat which has been cut into very fine pieces (not chopped or put through a meat grinder), a method which ensures maximal juiciness.

Chuchvara are small boiled dumplings that, like Russian pelmeni, are prepared from unleavened egg dough and a meat filling. Yet unlike the Russian variation, the Uzbek dumplings are usually served in a vegetable broth. Fried chuchvara, with its crispy dough and juicy seasoned filling, is a special delight.

Hanum, like manty, is steamed, but instead of being formed into individual dumplings it is rolled into one large, thin layer which is stuffed with a savory filling and rolled up into a log. Potatoes and onions are the traditional filling for hanum, but occasionally pumpkin or meat may be used.

Shivit-oshi and tukhum-barak are both served almost exclusively in Khiva. Shivit-oshi are green noodles made from a dough to which dill has been added. Meat fried with vegetables are scooped on top of the noodles before serving. Tukhum-barak are square dumplings stuffed with raw eggs which are poured into the dough just before boiling.

Uzbek Salads

Uzbek Salads, Uzbek Food

Due to the abundance of vegetables grown in Uzbekistan, salads are always served to guests along with hot dishes.

There are two Uzbek salads that are often confused. Achichuk (achchik-chuchuk) consists of tomatoes, onions and hot peppers (achchik means hot). Shakarob (shakarap) is a sweet salad of tomatoes and onions seasoned with salt (shakar means sweet). A variation of both of these salads includes cucumbers. Traditionally, both achichuk and shakarob are served with plov.

The famous Tashkent salad is made from boiled beef, fried onions and radishes and is sure to please even those who do not ordinarily like this vegetable.

Uzbek Spices

Uzbek Spices, Uzbek Food

Every food bazaar in Uzbekistan abounds in spices which will beckon you with their aroma: peppers of varying degrees of hotness, cumin, barberry, bay leaves, cinnamon, star anise, herbs, mint, basil, raisins, saffron, turmeric, sesame seeds, cumin and more…

Spices are added to both soups and main dishes and are sometimes selected by tourists as a souvenir. For example, the cumin (zira) in Uzbekistan cannot be found anywhere else.

To say that food in Uzbekistan is a cult is not an exaggeration. With all that it has to offer, Uzbek food rightly deserves to be listed as one of the main attractions of the country.

Uzbek Plov

Uzbek Plov, Uzbek Food

Plov is the symbol of Uzbek food. It is prepared in every Uzbekistan family, whether Uzbek, Russian, Tatar of Korean. Uzbek plov is the part of mentality of Uzbekistan people. Traditionally plov is cooked by men.

Uzbek Vegetables and Fruit

Uzbek Vegetables and Fruit, Uzbek Food

Juicy fruits and vegetables on the table - are symbols of abundance and prosperity of the Uzbek people. Uzbek table - dastarkhan is impossible without serving with greens, vegetables, fruits, sunny melons and juicy bunches of grapes.