Семеновское и Григорьевское ущелья, Кыргызстан

Григорьевское ущелье
Григорьевское ущелье
фото Анастасии Яхно

Семеновское и Григорьевское ущелья – самые большие и известные ущелья на северном берегу Иссык-Куля, расположенные на горном хребте Кунгей Алатау. Они находятся приблизительно в 30 км от Чолпон Аты, по дороге из Бишкека. Местность испещрена трековыми маршрутами, некоторые из которых проходят по горам в направлении города Алматы в Казахстане. 

Из деревни Семеновка, названной так в честь русского исследователя Петра Семенова Тян-Шаньского, в горы ведет 15-километровая асфальтовая дорога. Она проходит по реке Чон Ак-Суу, мимо турбазы Кирчин. Дорога ведет к летнему пастбище, расположенному на высоте 2010 метров над уровнем моря, где Чон Ак-Суу встречается с Кичи Ак-Суу. Река протекает с ледников около 34 километров вниз к озеру Иссык-Куль через три других маленьких озера. Это пастбище или джайлоо является историческим местом съезда кыргызских старейшин. 

С конца июня и до конца сентября здесь разворачивается юртовый лагерь, пребывание в котором дарит туристам незабываемый этнологический опыт. Половина юрт занята путешественниками, а в другой половине проживают местные семьи, которые обеспечивают сервис и развлечения. Гости в юртовом лагере могут, например, спать не на кроватях, а на традиционных одеялах прямо на полу юрты, как это делали кыргызские кочевники. Здесь не найти привычных туалетов и ванных комнат, но незабываемые впечатления от возможности несколько дней провести в таком аутентичном месте, полностью компенсируют все незначительные неудобства. Туристы здесь изучают историю, культуру, ремесло, кухню и игры кыргызского народа, либо отправляются на пешие или конные прогулки по окрестностям. Для менее активных гостей предусмотрена демонстрация ремесел и верховой езды, рассказы об эпосе Манас, концерты на традиционных инструментах и даже кулинарные дегустации.

Дикие Яки
Дикие Яки
фото Джоселин Фаваз

Можно совершить однодневную поездку с берегов Иссык-Куля или отправиться в поход на несколько дней. Семеновка также находится на таком расстоянии, что сюда из Бишкека можно приехать на долгий уик-энд. Кроме того, посещение Семеновки может хорошо вписаться в более продолжительный тур, который включает в себя другие аспекты и регионы.

На северо-восточной границе села Семеновка находятся захоронения, датируемые с 5-го по 3-е столетие до нашей эры. Больше захоронений можно найти выше в долине реки Ак-Суу. Другой достопримечательностью этих мест является дача, построенная в 1960-ых годах недалеко от Семеновки на берегу Иссык-Куля, лишь с той целью, чтобы здесь во время своего визита остановился Леонид Брежнев. Использованная всего раз, более чем скромная постройка стоит на границе с болотистой местностью, на небольшом расстоянии от пляжа, и на сегодняшний день, к сожалению, находится в сильном запущении, хотя и ходят слухи о её возможном ремонте и реконструкции.

Semyonovka and Grigorekva Gorges, Kyrgyzstan

Григорьевское ущелье
Grigoryevskoe gorge
by Anastasiya Yahno
Semyonovka and Grigorevka are the largest and best known of the beautiful gorges on the north shore of Issyk-Kul, in the Kungey Ala-Too (Sunny Ala-Too) Mountains. These two villages are 30 km (18 miles) along the road from Cholpon-Ata as you travel from Bishkek. The surrounding region is crisscrossed by trekking routes, some of which pass over the mountains towards Almaty, Kazakhstan.

From the village of Semyonovka, named after the Russian explorer Pyotr Semyonov, an asphalt road extends 15 kilometers into the mountains, following the Chon Ak-Suu (Big White Water) River, past the Kyrchyn tour base. The road leads to a jailoo, or summer pasture, located 2,010 m (6,595 feet) above sea level, where the Chon Ak-Suu meets with the Kichi Ak-Suu (Little White Water) River. The river flows 34 km (21 miles) from the glaciers down to Lake Issyk-Kul, through three small lakes. This jailoo was historically used as a meeting place for congresses of Kyrgyz elders.

From the end of June to the end of September, there is a yurt village here. This yurt village is marketed as an ethnological experience, where half the yurts are reserved for visitors, and half are occupied by local families, who provide services and entertainment. Guests here can experience authentic and traditional elements of the Kyrgyz nomadic lifestyle, like sleeping on traditional blankets in yurts, rather than on beds. This also means that things like toilets and washing facilities are also more traditional, but the experience more than makes up for it. Guests can explore the history, culture, crafts, food and games of the Kyrgyz people, or go on treks on foot or on horseback through the surrounding countryside and see half-wild yaks. For the less active, there are demonstrations of crafts and horsemanship, recitations of the Epic of Manas, concerts on traditional instruments, and even kumis tastings - an all-around authentic Kyrgyz experience.

Дикие Яки
Wild Yaks
by Jocelyn Favaz
It is possible to make a day trip from the shores of Issyk-Kul, or to set off on several days of trekking. Semyonovka is also the right distance from Bishkek to make for a long weekend, or it could fit well into a longer tour that incorporates other aspects and regions.

On the northeastern edge of the village are some graves, dating from the 5th to 3rd century BCE. There are more graves further up the valley of the Ak-Suu River.

Another piece of history is a dacha on the shores of Issyk-Kul, not far from Semyonovka, that was built in the 1960s for a visit by Leonid Brezhnev - and was then used only once. It’s a rather modest building, set at the edge of a marshland, a short walk away from the beach. Unfortunately, now it is in a sad state of disuse and disrepair, though there are apparently plans to renovate and restore it.